Сейчас на сайте 70 человек. Партнерам
Неомед 480 до 31 марта 2016
ООРТОЗДРАВ
Общество

Леонид Дудин: Когда проходило мое детство, понятия «космонавтика» еще не было…

12.04.2018
12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным. Именно в этот день в 1961 году Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем. В преддверии этой значимой даты мы решили встретиться с заслуженным испытателем космической техники, человеком, чей вклад в развитие космонавтики отмечен орденом Петра Великого и другими наградами, почетным гражданином Воскресенского района и городского поселения Белоозёрский, именитым писателем- Леонидом Анфиногеновичем Дудиным.

Заслуженный испытатель космической техники

Леонид Анфиногенович родился в деревне Харитонов Починок Солигаличского района Костромской области. В  городе Солигаличе окончил среднюю школу. Работал на Пегузском лесоучастке и в колхозе «Совега». В 1957 году был призван в армию, учился в Рязанском артиллерийском училище, служил в Группе советских войск в Германии. Затем - учёба в Военной инженерной академии им. Ф.Э Дзержинского (сейчас Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого), после окончания которой в 1967 году получил специальность инженера-механика по двигателям летательных аппаратов.

В качестве представителя Главного управления космических средств он более тридцати лет работал на таких предприятиях, как ОКБ  Н.Д. Кузнецова, завод им. М.В. Фрунзе в городе Куйбышев,  КБ Химмаш им. А.М. Исаева – НИО-9, а также на полигонах Байконур и Плесецк. Леонид Дудин занимался вопросами проектирования, изготовления и испытаний двигателей и двигательных установок ракет-носителей и космических аппаратов, предназначенных для ближнего и дальнего космоса.

Леонид Анфиногенович Дудин - Заслуженный испытатель космической техники. За большой личный вклад в развитие космонавтики отмечен орденом Петра Великого, медалями К.Э. Циолковского, Ю.А. Гагарина, «50 лет космической эры», настольным знаком отличия к 50-летию полета Ю.А. Гагарина «От Исаевцев» и другими наградами. Леонид Дудин первым удостоен звания «Почётный гражданин городского поселения Белоозёрский», Знаком Губернатора Московской области «За труды и усердие», Почётным знаком Московской областной Думы «За трудовую доблесть», Знаком Главы Воскресенского района «За заслуги перед Воскресенским районом» и «За отличие в труде».

Именитый писатель и поэт

Леонид Анфиногенович  - не только известный испытатель, но и замечательный писатель. Он – действительный член Академии российской словесности, Международного сообщества писательских союзов, Союза писателей России, лауреат Всероссийских литературных премий им. М.Ю. Лермонтова, И.Д. Сытина, лауреат Всероссийской музыкальной премии им. Андрея Петрова, лауреат Московской областной премии им. Роберта Рождественского.

Леонид Дудин награжден Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения», «Золотой Есенинской медалью», «Медалью А.П. Чехова», «Медалью им. Елены Слободянюк», Большой серебряной медалью Гумилёва. После ухода на заслуженный отдых он работал редактором газет «Наши вести», «Округа», «Вертикаль», редактором кабельного телевидения посёлка Белоозёрский. В 2001 году стал руководителем Воскресенского литературного объединения «Радуга» им. И.И. Лажечникова, а в 2005 году создал общественную организацию «Белоозёрский творческий союз». Сейчас Леонид Дудин является редактором газеты «Воскресенск литературный», членом редколлегий многих региональных и международных изданий.

Воскресенское литературное объединение им. И. И Лажечникова под руководством Леонида Дудина многие годы по своему художественному уровню занимает второе место среди литературных объединений Московской области и является единственным в России награжденным орденом «Культурное наследие».

 

- Леонид Анфиногенович, расскажите, как Вы решили связать свою жизнь с космической отраслью?

- Когда проходило мое детство, понятия «космонавтика» еще не было. Наше поколение об этом не знало и не мечтало стать космонавтами. В те времена ракетная техника уже развивалась, но не так мощно, как сегодня. Мне захотелось иметь высшее инженерное образование. Я поступил в Академию имени Петра Великого на инженерный факультет и специализировался по жидкостным и твердотопливным ракетным двигателям. После окончания был направлен в конструкторское бюро Николая Кузнецова в город Куйбышев, там работал на лунном комплексе «Н-1». Занимался проектированием, производством и испытанием двигателей. После нескольких неудачных пусков эту программу закрыли. Хочу отметить, что двигатели, сконструированные тогда нами, купили американцы и до сих пор летают на них.

Позже я работал в Байконуре, на Плесецком северном полигоне, затем  был направлен в конструкторское бюро химического машиностроения им. А.М. Исаева.

- Над чем Вы работали в Конструкторском бюро?

- КБ, очень задолго до моего приезда, занималось двигателями для зенитных ракет и другого боевого назначения, а потом перед Алексеем Михайловичем Исаевым поставили задачу о разработке тормозной двигательной установки (ТДУ) для посадки космонавтов. Поясню: для того, чтоб приземлить космический аппапрат ( КА), его надо затормозить. И весь этот комплекс торможения сконструирован, сделан и испытан нашим КБ. Я подробно об этом рассказал в книге «Поехали!..» Кстати, даже сейчас около 90 процентов спутников различного назначения оснащёны нашими двигателями.

Для ракетно-космической техники наше КБ создало более 120 разных жидкостных ракетных двигателей, двигательных установок, жидкостных ракетных двигателей малой тяги. Отмечу, что КБ внесло огромный вклад почти во все направления использования ракетной и космической техники – в авиацию, в сухопутные и морские ракеты-носители, в аппараты для ближнего и дальнего космоса, в пилотируемые космические корабли и станции.

- А как Вы начали писать?

- Я оставил испытательскую деятельность для того, чтобы писать о космонавтике. Когда подал заявление об уходе, мне сначала не поверили, подумали, что это ошибка. Я считался мастером своего дела. И вдруг – ухожу! Меня отпускать не хотели. Но я сказал: «Ухожу, чтобы написать обо всех вас. О главных конструкторах все знают, а о тех, кто непосредственно делает ракеты и двигатели, не знает никто». Это было в  декабре 1995 года. Именно в тот момент я начал писать. Тогда я стал редактором «Наших вестей».

- Какой была Ваша первая книга?

- В основном я занимаюсь прозой. Моя первая книга - «На вершине пирамиды»- стихи и проза. Затем вышли книги «Испытатели», «Главный конструктор», «Сын Земли русской», «Белоозёрский. Очерки истории», «Поехали!». Все книги - формата А-4, по 300-400 страниц. Также я выпустил два поэтических сборника «Цветы Болгарии. Венок сонетов» и «Почитай, Серафима, стихи…».

- Получается, что до 45 лет Вы вообще не пробовали писать?

- Нет, не пробовал. Но я был готов к писательству, так как много накопилось мыслей и чувств. Мне хотелось увековечить память простых людей, тех, кто стоит у истоков создания ракетной и космической техники.

 

Мы поздравляем Леонида Анфиногеновича с Днем космонавтики и желаем ему здоровья и дальнейших творческих успехов!

 

Редакция «ВосИнфо»
Поделиться:

Зубр 10 лет

Комментарии

Для того, чтобы комментировать новости, необходимо авторизоваться.
Ошибка в функции вывода объектов.

Актуальные сюжеты

Авторизация

Из-за аварии в дата-центре часть учетных записей пользователей была утеряна.
Если вам не удается авторизоваться, то можно зарегистрироваться заново.
Приносим извинения за возможные неудобства.

Пароль (Восстановить)
Вы также можете авторизоваться,
используя следующие сервисы