Неомед - массаж
Зубр
  • 10 декабря 2019
  • 572
  • 0

Маленькая школа большого хоккея

Воскресенская спортивная школа Олимпийского резерва «Химик» имеет высокую репутацию в хоккейном мире, хранит и продолжает традиции, заложенные основателями воскресенского хоккея – Николаем Эпштейном и Николаем Докторовым. Директор СШОР «Химик» заслуженный тренер России Геннадий Коротеев беседовал с корреспондентом «ВосИнфо» на темы, часто остающиеся «за кадром» репортажей.

- Геннадий Владимирович, есть ли у спортшколы «Химик» некая уникальность, особенность, и в чем она заключается?

- Главная особенность нашей школы – отсутствие форсированности подготовки, нацеленность не на сегодняшний результат, а на перспективу. Мы должны выпустить 18-летнего хоккеиста, физически, интеллектуально, технически, психологически подготовленного к хоккею самого высокого уровня. После выпуска он продолжит профессиональный рост, но возможности для этого он приобретает у нас. Мы ведем методичное, педантичное обучение игрока мастерству. Наши мальчишки участвуют в турнирах самого разного уровня и побеждают. Но главная задача для нас не эти победы, а подготовка игроков. Нам важнее, чтобы как можно больше наших выпускников попали в команды Молодежной хоккейной лиги, продолжили бы там свой профессиональный рост, потом – в ВХЛ, КХЛ и дальше… Мы грамотно и бережно закладываем основы этого.

- Как приходили в хоккей раньше и как сейчас? Есть разница?

- В последнее воскресенье сентября раньше проводили День открытых дверей во Дворце спорта, и ребята всех возрастов приходили во дворец. Их выпускали на лед, они катались по кругу, а тренеры между ними ходили – отбирали. Приходило всегда не меньше 120 человек. По 40-50 человек каждого возраста. Трибуны были полные! Все дети с родителями и группами поддержки, и просто горожане заполняли трибуны. Хоккей интересовал всех.

Сейчас наши тренеры делят город на районы, обходят детские сады, общаются с воспитателями, с детьми, с родителями, вешают объявления… Объясняют, что занятия бесплатные, потому что многие не понимают, как это сейчас может что-то быть бесплатное. Таким образом дети к нам в СШОР приходят лет с пяти. Бывает, что люди звонят: «Ребенку три года, мы не опоздали?» Нет! Успеете ещё!

Нашему поколению повезло – дворовый хоккей развивали на государственном уровне. Ребенок в секцию приходил «с улицы» в 9-10 лет. Но с ясельного возраста он играл в подвижные игры – прятки, салочки казаки-разбойники, лапту, дворовый футбол и тот же дворовый хоккей. И когда он приходил в секцию, в спортшколу, ловкостные навыки были уже развиты. Сейчас мы принимаем 4-5-тилетних, и эту подготовку они получают только у нас. Больше негде. По-другому никак. И грант в миллион рублей, который мы вот-вот получим от Министерства спорта Московской области, мы решили потратить именно на закупку тренажеров и оборудования для развития физических навыков детей самого младшего возраста. В частности – купим бортики, которые устанавливаются на лед, чтобы дети играли в ограниченном пространстве. Это напоминает дворовую хоккейную коробку – как раз то, о чем мы сейчас говорили. Приобретем ещё различные современные боксы, степы, лестницы напольные – для развития ловкости и общефизической подготовки наших самых маленьких воспитанников.

- Сколько сейчас учеников в СШОР «Химик»?

- 460. Из них 22 живут в интернате. Остальные – воскресенцы, либо переехали сюда с родителями и живут в семьях. Егорьевск, Коломна, Раменское – это вообще ближние. Для нас они все воскресенцы. Да и себя они считают воспитанниками воскресенской хоккейной школы.

- Вы сказали «…переехали с родителями…»? Люди меняют место жительства, чтобы сын занимался хоккеем?

- Верно! Приезжают в Воскресенск и с детсадовскими детьми, и со школьниками, снимают или покупают квартиру, ищут здесь работу, чтобы ребенок мог полноценно, профессионально заниматься хоккеем.География таких переселений – из Карелии, из Дагестана, из Ростова, из Уссурийска… - со всей России. Эти дети там какое-то время позанимались хоккеем, как-то себя проявили, здесь мы их посмотрели на льду, убедились в наличии задатков… А в интернате по закону дети могут жить с 14 лет.

- Случается ли, что перспективного талантливого паренька со временем обгоняет в развитии другой, первоначально показывавший худшие результаты?

- Бывает. Особенно в случаях ранней специализации, когда родители вмешиваются в тренировочный процесс, самостоятельно проводят дополнительные занятия, не учитывая биологическое развитие, как это обязательно учитывает тренер… На первом этапе этот ребенок покажет, может быть, в чем-то лучшие результаты. Родителям кажется, что так и будет всегда. Но эта дополнительная излишняя нагрузка обязательно негативно скажется в дальнейшем – могут даже замедлиться росто-весовые показатели. А другие дети развиваются гармонично под руководством тренера. Он работает с командой в целом и с каждым индивидуально. У кого-то хорошие скоростные качества, но хуже владение клюшкой. У другого – прекрасные руки, но плохо катается… Или прекрасно катается, хорошо владеет клюшкой, но долгое мышление. Сильные качества мы развиваем, слабые – подтягиваем.

- На собрании Вы убеждали родителей не проводить со своими детьми дополнительных курсов тренировок…

- Объясняю вредность этого при каждом удобном случае. И все равно каждый год кто-то устраивает своему ребенку дополнительную тренировочную нагрузку. Родители думают: «Вот сейчас там-то ребенка научат такому, чему не научат в школе…» И получается, что развивается один какой-то навык в ущерб другим. Какую бы аналогию провести… Например, картошку сажаем, не бывает же, чтобы ботва ещё не выросла, а клубни сформировались? Всему свое время. А наши тренеры все коренные воскресенцы, живут хоккеем с детства, все прошли нашу школу, играли в командах высшего уровня, впитали наши традиции и являются их продолжателями. Методика тренировок совершенствуется. Но направление, заданное основателями воскресенского хоккея, основанное на бережном отношении к ребенку, на поэтапном воспитании хоккеиста и человека – сохраняется в нашей школе и передается все новым поколениям тренеров.

- Про возможное негативное влияние родителей вы сказали. А какое положительное может и должно быть влияние родителей?

- Доверие тренеру! Выполнять рекомендации тренера, которые чаще всего касаются питания и режима дня. Ребенок испытывает значительные физические нагрузки на тренировках. После каждой необходимо восстановление, которое подразумевает питание и отдых. Он растет. Идет построение организма, рост скелета и мышечной массы… поэтому у него должен быть полноценный отдых и качественное необходимое питание. Какой-то компонент недостаточен – неполноценным будет весь тренировочный процесс. Мало того – заканчивается сезон, в мае мы отпускаем детей на каникулы, чтобы они отдохнули, подросли без тренировочных нагрузок. А родители загружают его занятиями у каких-то платных тренеров. Для ребенка в этот период важнее и полезнее отдых – оправить его в деревню или свозить на море. Если не дать отдохнуть, приходит он к нам в августе, мы начинаем готовить его к сезону, а он уже растренированный. Его сверстники отдохнули от нагрузок, а он – нет. И когда остальные выходят на пик формы, он эту форму уже теряет. Говорим с родителями о контролировании здоровья детей, о необходимости прививок… Наш спортивный врач рекомендует препараты, поддерживающие иммунную систему. И необязательно эти препараты должны быть импортными и дорогими.

- Случается ли, что у ребенка нет заметного интереса к хоккею, и занимается он только по настоянию родителей?

- В 5-6 лет, когда они к нам приходят, практически ни у кого нет понимания о хоккее. Для них это просто разновидность подвижной игры. И вот тут важна роль и тренера, и родителей, потому что именно на этом этапе необходимо привить любовь к хоккею. Многим родителям готов буквально поклониться. Методично, изо дня в день приводят или привозят ребенка на тренировки, приносят баулы, помогают надевать форму… Очень умилила и порадовала однажды картина, когда наши самые маленькие занимались на льду, а на трибуне сидела мама одного из них с грудным ребенком на руках. Спросил у тренера – она из Белоозерского привозит сына на тренировки. Это большой труд – воспитывать, взращивать спортсмена. Низкий им поклон! А если ещё и будут выполнять, что я вам сейчас рассказал – вообще всё прекрасно будет!

- Что изменилось с открытием в Воскресенске второго льда?

- Очень много изменилось! У нас был страшный дефицит ледового времени. Дети, особенно младшие, теперь получили более удобное время для тренировок. А это означает, что их отдых, о важности которого уже сказал, стал более полноценным. Во-вторых – объем ледовой подготовки приблизился к оптимальному. Увеличился и приток детей в школу. У нас их стало больше процентов на тридцать.

- У Вас больше 30 лет тренерского стажа. Случалось такое, что увидели маленького ребенка, сразу поняил его перспективность, и он впоследствии не обманул ваши ожидания?

- Было и не раз. Но случалось и наоборот. Талантливые перспективные мальчишки забрасывали тренировки. 12 лет – самый благодатный возраст. 13-15 – самый опасный. Начинают поглядывать в сторону улицы, компаний, легкого времяпровождения… И если в этот период хоккей возьмет верх – все нормально. Если нет – то спустя годы будет жалеть об этом, играть в ночных лигах, в командах 40+… Но всё это не то. Встречаюсь с ними – каждый жалеет, что бросил спортшколу, не продолжил хоккейную карьеру. И здесь снова важно взаимодействие тренера и родителей.

- Бывало ли, что приезжает паренек, вы его посмотрели и не приняли?»

- Очень часто! Очень многие приезжают в Воскресенскна просмотры. В работе специальной комиссии участвуют Заслуженный тренер Геннадий Николаевич Сырцов,  Олимпийский чемпион Александр Александрович Черных, я, другие тренеры школы. Проводится тренировка. Смотрим, определяем сильные и слабые качества кандидатов, и с учетом амплуа спортсмена принимаем решение.

- Вы назвали лучшие перспективы выпускников… А если не самые лучшие? Не сложилось в хоккее, травма помешала карьере, ещё что-то?

- Бывает и такое – способности у всех разные, другие какие-то обстоятельства, но ничего в этом страшного нет. Многие ребята, которые не заиграли, уходят в судейство. Обсуживают матчи и остаются с хоккеем. Человек, закончивший нашу школу, в любом случае подготовлен к жизни. Он крепок физически, устойчив психологически, уверен в себе, он нравственный! Потому что с пяти лет пашет! После напряженного труда на протяжении стольких лет  не может человек не стать нравственным. От нас он выходит закаленным. Он знает, что все в жизни зависит от него.

- Как в школе с материально-техническим обеспечением?

- У нас муниципальное учреждение. Мы понимаем скромные возможности муниципалитета, и не требуем невозможного. Помогает область – летом подарили нам автобус. Теперь у нас для выездов два автобуса – когда такое было?! Депутаты помогают. Я - всей душой, чтобы выборы проходили каждый год, потому что перед выборами больше помощи от депутатов. И нам безразлична партийная принадлежность. Кто помог – тому и благодарны. Много помогают предприниматели-спонсоры. Как правило, это люди, сами игравшие когда-то в хоккей. Иногда их дети или внуки учатся в нашей школе. В подвале школы мы оборудовали с помощью спонсоров небольшой зал для бросковой тренировки. Конечно, - выглядит не лишком презентабельно, но у кого-то и этого нет. А результаты получаем. Мальчишки много здесь занимаются – сетки на воротах не успеваем менять. Рвут шайбами. Это больше для ребят, которые в интернате живут. А в Ледовом дворце у нас большой зал есть, и на катке Каменского тоже.

В этом году за третье место на Всероссийском турнире «Кубок Овечкина» получили приз – тренажер «Тотальный контроль», для обучения технике владения клюшкой. Вечерами ребята занимаются. Хозяйство у нас большое, и помощь спонсоров бесценна, когда необходимо что-то срочно приобрести. Те же счетчики воды поменять, к примеру. Или стиральная машина сломается в бытовой комнате – спонсоры оперативно решают такие проблемы. Наш новый автобус сейчас за счет спонсоров обклеиваем нашей символикой, портретами наших знаменитых хоккеистов… Это все наша гордость, наша слава, и нашим ребятам это поддерживать, развивать.

- Расскажите о коллективе.

- У нас не может быть тренера моложе 35 лет. Прежде, чем прийти к нам тренером, он должен был окончить нашу школу, поиграть, набраться опыта… Взаимоотношениям в нашем коллективе завидуют многие спортшколы. Нагрузка на наших тренеров колоссальная – мы участвуем в двух чемпионатах – и в Москве, и в Московской области. В региональном как не участвовать – это же наше Подмосковье! А в московском играем – потому что там сильные соперники. Не соперничать с ними – отстанем. Это 16 игр в неделю. Примерно 400 игр в сезон. Достижений у нас много – все не перечислить. Вот сейчас радуемся – три наших воспитанника – Егоров, Тютнев, Грушников – включены в  сборную России! Муниципальная школа со скудным финансированием, которая не покупает форму, не оплачивает суточные детям, при такой конкуренции дала три «сборника» страны! Мы возделываем – урожай собирают другие. Но мы радуемся и гордимся. И у нас вообще нет текучки кадров. Мы не забыли ни одного - ни из ушедших на пенсию, ни ушедших насовсем. Весной объезжаем кладбища, навещаем наших. Сначала приезжаем, все приводим в порядок, потом уже приезжаем навестить, почтить память. Тоже традиция. Где-то оградку поправить или покрасить, где-то ещё чего.

- В вашем тренажерном зале есть боксерский мешок. Драки на льду происходят нередко, в том числе и в детском хоккее. Как относятся к этому тренеры?

- Хоккей – жесткий вид спорта. Противоборство игроков иногда выходит за рамки правил. Тренеры воспринимают это нормально. Это жизнь, это факт. Говорил уже, что мы готовим всесторонне развитых хоккеистов. А значит, они должны быть готовы и к драке на льду. Главное – и в этих случаях соблюдать общепринятый кодекс чести. Драка может быть только один на один. Если подключается второй – это нонсенс, непорядочность. Непорядочность случается в разных формах. Для примера – в прошлом году был серьезный инцидент в одном из турнирных матчей. Мы отстаивали свое место в элитной зоне первенства Москвы. Переходные две игры. За три секунды до окончания первого матча мы вели в счете. У нас на льду ведущая пятерка. Тренер соперников выпускает против них свою четвертую пятерку – самую слабую – и ставит им задачу завязать массовую драку. За массовую драку дисквалифицируется вся пятерка. Его цель – на следующий матч оставить нас без первой пятерки, зато его команда легко сыграет без четвертой. Сразу после вбрасывания его ребята завязывают драку пять на пять. Решение о дисквалификации наших игроков на несколько следующих игр было принято, но мы его успешно опротестовали, в чем очень помогла наша видеозапись матча. Дисквалифицировали у нас одного игрока, у них – пятерых. И следующую игру мы выиграли. Хотя у нас была ещё одна потеря – в драке наш парень травмировал руку. К слову сказать – и в той драке наши парни тоже победили. Драка на льду в форме, защитном облачении отличается от уличной. Существуют традиционные приемы. Для правши – левой рукой осуществить захват противника, выключив, тем самым, его правую руку.  Оптимальный вариант – схватить за маску, наклонить... Еще лучше, когда удается натянуть ему майку на голову. Не все одобряют хоккейные драки, но они случаются, и наши воспитанники должны быть к ним готовы, и не оказываться в положении беззащитной жертвы.

- Вы совмещаете должности директора спортшколы и тренера команды «Химик»…

- В «Химике» наблюдаю наших выпускников, вижу результат работы СШОР. Поэтому знаю – что надо «лепить» из наших мальчишек,  чему их учить. И напоминаю, особенность нашей школы – бережное отношение к ученику, нацеленность на конечный результат. Воскресенские тренеры воспитывают воскресенских ребят для воскресенского и мирового хоккея!

(Фотографии предоставлены СШОР "Химик")

Виктор Гладков

Поделиться

Комментариев еще нет

Неомед
Войти Регистрация

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Сейчас на сайте 68 человек
Партнерам